Архангельский собор (блюр) ракурстоже Архангельский собор (блюр) файсИнтерьерИнтерьер23

НАДГРОБНЫЕ ПОРТРЕТЫ КНЯЗЕЙ

Close

Надгробные «портреты» князей.

На стенах собора, над гробницами изображены погребенные здесь великие и удельные князья. Большинство их обращено к алтарю, они изображены с молитвенно простертыми руками и непокрытой головой – как будто пришли в храм для молитвы. Головы князей очерчены нимбом. Однако нимб над головой может указывать, что изображенный принадлежит уже к миру мертвых, а не живых. 

Открывается «портретная галерея» изображением московского князя Ивана Даниловича (южная стена) прозванного Калитой за интенсивную политику собирания земель вокруг Москвы, начатую еще его отцом Даниилом Александровичем.  Он один  из первых московских князей, кто  получил ярлык на великое княжение Владимирское, благодаря собиранию для хана дани с других княжеств и городов феодальной Руси. Эта хитрая тактика позволила Калите подчинить их себе. Внуки Ивана Калиты, великий князь Московский Дмитрий Иванович и удельный князь Серпуховской Владимир Андреевич, объединив практически все силы удельных княжеств, выступили против ига Золотой Орды и одержали трудную, но судьбоносную победу на Куликовом поле в 1380 году. В честь этого события великого князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским, а серпуховской князь вошел в историю под именем Владимир Андреевич Храбрый. Изображения обоих князей присутствуют в росписи на южной стене.

Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый.Великие князья Иван IIIи Василий II Васильевич Темный.Великий князь Дмитрий Донской.Князь Владимир Андреевич Храбрый.Надгробные «портреты» князей.

У самого алтаря на южной стене находится «портрет» великого князя Московского Ивана III Васильевича. При нем Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Иван III был первым из русских великих князей, который никогда  не ездил к хану в Орду. Он первым начал  княжить  без прямой санкции ханской власти. Именно ему удалось преодолеть феодальную раздробленность Руси. На смену великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси. 

Большая, многоликая галерея «портретов» русских князей призвана была проиллюстрировать процесс объединения вокруг Москвы всех земель Северо-Восточной Руси.


top