Архангельский собор (блюр) ракурстоже Архангельский собор (блюр) файсИнтерьерИнтерьер23

СТЕНОПИСЬ

Close

Роспись столпов.

Единодержавие, освященное церковью, союз государства и церкви составляют суть программы росписи главного великокняжеского собора. Роспись храма изначально была задумана как живописное оформление некрополя московского правящего дома. Изображенные здесь московские князья, первый ярус стенописи,  и их предки, нижние ярусы столпов,  находятся под защитой небесных сил, представленных в куполах, на сводах, верхних ярусах столпов и стен здания.

К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века.      

Роспись западной стены.Роспись северной стены.Роспись северной стены.Роспись южной стены.Роспись южной  стены.

По традиции вся стенопись разбита на отдельные пояса.  В куполах, в барабанах представлены силы небесные, пророки, праотцы. На сводах – сюжеты из Нового Завета, связанные с земной жизнью Христа. Ниже – апостолы, святые угодники, воины-мученики, а также сцены чудес архангела Михаила, которому посвящен храм. Тема прославления архангелов  раскрыта с большой полнотой: она начинается в куполах, расположенных над боковыми нефами, с поясных изображений архангелов Михаила и Гавриила. В тимпанах северной и южной стен, слева и справа от иконостаса, развернуты композиции, которые именуются «соборами архангелов». Наконец, этой теме посвящена значительная часть росписи северной и южной стен собора. За иконостасом представлены традиционные сюжеты, объясняющие символику литургии и причастия. Над алтарем – композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери».

В создании стенописи Архангельского собора принимали участие девяносто два художника, отобранные Симоном Ушаковым, знаменитым изографом XVII века. Среди них – Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов, Федор Козлов – мастера Оружейной палаты Московского Кремля; Иосиф Владимиров из Ярославля, Гурий Никитин и Сила Савин – из Костромы; искусные художники из других городов Руси.

Роспись Архангельского собора монументальна и величественна. Явственно чувствуется тяготение мастеров к масштабности и вместе с тем к простоте и ясности композиций.


top