Архангельский собор (блюр) ракурстоже Архангельский собор (блюр) файсИнтерьерИнтерьер23

ЦАРСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

Close

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного.

Иван IV придавал исключительное значение устройству собственной усыпальницы в дьяконнике – южной части алтарного помещения собора. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном Грозным царского титула. Этим актом окончательно утверждалось единодержавие на Руси, которая к XVI веку стала одним из сильнейших государств Европы. Здесь же, в дьяконнике, находятся захоронения сыновей первого венчанного царя – Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца.  

 В царской усыпальнице частично сохранилась стенопись XVI века, обнаруженная во время научно-реставрационных работ 1953–1956 годов. Все сюжеты первого яруса, несомненно, связаны с погребальной темой. Лейтмотив всех сцен – уход человека от дел земных. Здесь показано и приближение смертного часа, и последнее прощание, и оплакивание отошедших в мир иной, и переселение души в Царство Небесное.

  Надгробие царя Ивана IV Васильевича Грозного в дьяконнике собора.Надгробия царя Ивана IV Васильевича Грозного, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича в дьяконнике собора.Прощание  умирающего с семьей.Скульптурный портрет царя Федора Ивановича.

На изгибе восточной стены представлена сцена «Прощание умирающего с семьей» На смертном одре изображен князь, обнимающий своего старшего сына за плечи. В ногах сидит княгиня с младшим сыном на коленях. На втором плане изображены ангел и бес, ведущие борьбу за душу умирающего. Эта сцена напоминает описание предсмертного часа Василия III, отца Ивана IV, приведенное в «Степенной книге царского родословия».

В 1963 году гробницы, находящиеся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи, были вскрыты для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М. Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царей Ивана Грозного и Федора Ивановича.


top