Архангельский собор (блюр) ракурстоже Архангельский собор (блюр) файсИнтерьерИнтерьер23

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ХРАМА

Close

Архангельский собор.

Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и полукруглыми апсидами, выступающими с восточной стороны. Стены собора разбиты на прясла, вертикальные членения, которым в интерьере соответствуют продольные и поперечные нефы. Три прясла западного фасада соответствуют трем продольным нефам, а из пяти прясел северной и южной стен четыре – четырем поперечным нефам, или трансептам. Пятое прясло обрамляет с боковых сторон западную четырехэтажную пристройку, возведенную для размещения в ней приделов и для устройства лоджии-паперти при западном входе в  собор.     

Архангельский собор.Архангельский собор.Центральная апсида Архангельского собора.Центральная закомара западного фасада Архангельского собора.Раковина Архангельского собора.

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса – антаблемента,  все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным  постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. 

Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции, и акротериями, скульптурными украшениями,   в виде высоких стройных сосудов – фиал, которые не сохранились.    

Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон.     Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


top